Информация по профоориентационной работе.
В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества.
В МБОУ «ООШ №4» «Профориентация», охватывает два этапа:
1-й – пассивно-поисковый этап первичного профессионального выбора ребёнка, охватывает период его обучения в 6 – 7-х классах.
2-й – активно-поисковый этап профориентации проходит в 8 – 9-х классах.
Главные задачи деятельности по профориентации :
- сформировать у учащихся положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;
-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- Организация работы с родителями учащихся
Основными направлениями в школе являются:
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание.
- Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Что конкретно делается в школе по профориентации учащихся?
Постоянно в течение года осуществляется профессиональное информирование школьников о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность, не только в нашем городе, но и за его пределами.
Информацию учащиеся могут получить на классных часах, профессиональных диагностиках, встречах с представителями учебных заведений и организаций:
- изучаются профессиональные планы школьников выпускных классов;
- проводятся профконсультации;
- выявляются структуры интересов и склонностей учащихся,
- осуществляется психофизиологическая диагностика способностей.
Данный вид работы проводится классными руководителями и заместителем директора по ВР. Они работают в тесном сотрудничестве и с родителями.
Ключевую позицию в организации работы по профориентации занимает психологическое сопровождение ученика с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения. Это позволяет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.
В МБОУ «ООШ №4» на протяжении нескольких лет введен факультатив в 9 классе «Профессиональное самоопределение». Факультатив рассчитан на 34 часа в году, 1 час в неделю. Школа тесно сотрудничает с Центром занятости города Топки. Специалисты Центра дважды в год оказывают услуги по прохождению теста «Профессиональное самоопределение» среди 8-9 классов.